Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Фрилансеры "в законе": к чему готовиться рынку СЭД

Документооборот
мобильная версия

Законопроект о дистанционной занятости был принят Госдумой в первом чтении в конце прошлого года. По сути он стал официальным признанием давно свершившегося факта — многие сотрудники уже сегодня трудятся вне офиса. Нововведения коснутся в первую очередь документального оформления такого вида работы, что немыслимо без электронных документов. А это значит, что индустрия СЭД должна оперативно отреагировать на вызов.

Приемлемым решением для работодателей может стать подключение фрилансеров в удаленном режиме к корпоративным СЭД - ведь все современные системы имеют веб-клиент. Но для самих фрилансеров это превратится в головную боль: с каждым заказчиком придется общаться посредством его системы и иметь целую коллекцию электронных подписей.

"Сервисы для решения данной задачи, безусловно, имеются в большинстве продвинутых СЭД. Причем СЭД способна не только закрыть формальную сторону отношений между организацией и фрилансером, но и обеспечить удаленное рабочее место фрилансера как участника различных бизнес процессов и среду документированного взаимодействия с сотрудниками организации. Однако в данном вопросе еще очень много неопределенностей и правового, и организационного плана", - уверен Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании "Интертраст".

"Работа с фрилансерами – очень позитивный тренд, и это будет способствовать развитию рынка труда. При этом, как всегда, подобные инициативы опережают имеющиеся возможности, например, в части наличия ЭП у каждого фрилансера. Однако, как мне кажется, этот вопрос решаем. Индивидуальную ЭП сегодня может выдать любой удостоверяющий центр. Кроме того, стоит иметь в виду, что придется вносить соответствующие доработки в финансово-учетные системы, особенно в том случае, если договоры будут заключаться дистанционно. А главное - без сервисов межкорпоративного документооборота тоже не обойтись. Но кто будет в этом случае платить за передачу документов? И вообще имеет ли смысл заключать контракт со спецоператорм на мизерные объемы передачи? Вопросов много, и это хорошо. Значит, будем развиваться", - так оценивает ситуацию Александр Бейдер, директор по развитию бизнеса (направление ECM) компании Terralink.

В целом, как кажется, неплохим вариантом было бы появление облачного сервиса, играющего заодно и роль третьей доверенной стороны, посредством которого фрилансеры и другие дистанционные сотрудники могли бы обмениваться юридически значимыми документами с работодателями. Но пока такого "облака" на горизонте нет.

"Сложности связанные с использованием квалифицированной ЭП не являются особой проблемой. Это решается подключением сервиса СЭД компании к нескольким крупнейшим спецоператорам, при этом собственно затраты на подключение пользователя (составят примерно 2000 руб.) можно возложить на него самого. Для юридически значимого обмена договорными документами этого может оказаться достаточно. Важно, чтобы интеграция СЭД с операторами была бы прозрачной, и обмен документами с фрилансером через посредника в виде специального оператора легко вписывался бы в структуру внутреннего бизнес процесса компании. Для этого СЭД должна поддерживать соответствующие шлюзы и средства настройки, - объясняет Владимир Андреев, президент "Доксвижн". - Другое дело, что простого обмена файлами может оказаться недостаточно для полноценного подключения удаленного сотрудника к бизнес-процессам, например, для создания разделяемого информационного архива или детального контроля исполнительской дисциплины потребуется подключение сотрудника в СЭД самой организации. Пока универсального механизма для решения этой задачи не существует, каждая СЭД реализует собственные средства удаленной работы. И фрилансеру придется подключаться и обучаться методам работы с конкретной СЭД. Возможно в ближайшем будущем появятся какие-то специализированные облачные сервисы, но это дело неопределенной перспективы."

Как кажется, разработчикам СЭД/ECM надо готовиться к росту спроса на системы коллективной работы с поддержкой социальных функций, гибких бизнес-процессов, кейс-менеджмента, работающие в облачной инфраструктуре, причем не избежать использования именно публичных "облаков", поскольку частные будут слишком ограничивать возможности кооперации.

Станислав Макаров